Изменения в КоАП в части нарушения законодательства о труде

Изменения в КоАП в части нарушения законодательства о труде

С 1 марта 2021 г. вступила в силу новая редакция КоАП.

В предыдущем номере мы рассматривали в т. ч., что изменилось в административной ответственности при нарушении требований по охране труда, расследовании несчастных случаев на производстве (статья В. Семича, с. 18–20).

В продолжение темы рассмотрим наиболее важные для учреждений образования изменения, которые произошли в норме КоАП, предусматривающей привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о труде (ст. 10.12 КоАП).

Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1063 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ст. 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Ответственность за отказ в приеме на работу

Часть 1 ст. 10.12 КоАП предусматривает ответственность должностного лица нанимателя за необоснованный отказ в приеме на работу определенных категорий граждан.

Так, необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-­технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Таким образом, по своей сути указанная норма данной статьи практически дублирует ст. 9.16 КоАП действовавшей ранее редакции КоАП.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений

Часть 2 ст. 10.12 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Согласно данной норме непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Меры административной ответственности, установленные статьей, распространяются в отношении физических лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять нанимателя.

Справочно: физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не предусмотрено КоАП.

Таким образом, по своей сути указанная норма статьи схожа со ст. 9.18 КоАП, действовавшей ранее редакции КоАП.

Ответственность за невыплату или неполную выплату зарплаты в установленный срок

Согласно ч. 3 ст. 10.12 КоАП невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 50 базовых величин.

Справочно: норма ч. 3 ст. 10.12 КоАП, в отличие от ч. 1 ст. 9.19 КоАП действовавшей ранее редакции КоАП, к нарушениям относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, но и задержку окончательного расчета при увольнении работника, несвоевременную выплату среднего заработка за время трудового отпуска, а также невыплату или неполную выплату стимулирующих и компенсационных выплат.

К числу иных выплат, несвоевременность (неуплата) которых влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 10.12 КоАП, следует отнести нарушения порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, выплату заработной платы работникам в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством.

Обратите внимание
С 01.03.2021 юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством.

Необходимо обратить внимание, что законодателем ужесточена ответственность для должностных лиц в случае невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством.

По сравнению с предыдущей редакцией КоАП размер штрафа по ч. 3 ст. 10.12 КоАП изменился и предусматривает, как уже отмечалось выше, от 4 до 50 базовых величин.

Справочно: при этом ч. 1 ст. 9.19 КоАП, действовавшая до 1 марта 2021 г., предусматривала за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы административную ответственность в виде штрафа от 4 до 20 базовых величин, а для юридического лица — до 100 базовых величин.

Необходимо также обратить внимание на то, что новая редакция КоАП предусматривает административную ответственность за повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.12 КоАП. Так, деяния, предусмотренные указанной статьей, которые совершены повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 100 базовых величин (ч. 4 ст. 10.12 КоАП).

Ответственность за нарушение законодательства при аттестации рабочих мест по условиям труда

Часть 5 ст. 10.12 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ч. 5 вышеназванной статьи ответственность наступает, если:

  • наниматель или должностное лицо нанимателя не провели аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленных законодательством случаях и в установленные сроки;
  • нарушен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • наниматель или уполномоченное лицо нанимателя представили документы по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащие недостоверные сведения.

Санкция ч. 5 ст. 10.12 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин для физических лиц, а для юридических — до 100 базовых величин.

Таким образом, ответственность за нарушения законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда не претерпела существенных изменений по сравнению с ч. 3 ст. 9.19 КоАП действовавшей ранее редакции КоАП.

Ответственность за иные нарушения законодательства о труде

Частью 6 ст. 10.12 КоАП определено, что несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин.

Часть 6 ст. 10.12 КоАП в т. ч. предусматривает перечень конкретных нарушений, при совершении которых будет наступать административная ответственность:

  • несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу;
  • несоблюдение должностным лицом нанимателя режима рабочего времени и времени отдыха работников;
  • несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка предоставления отпусков.

Административная ответственность за вышеуказанные нарушения наступает даже в том случае, если работнику указанными действиями нанимателя не был причинен вред.

Справочно: вред — вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащие денежному измерению (п. 1 ч. 1 ст. 1.10 КоАП).

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена ч. 6 ст. 10.12 КоАП, относятся и другие нарушения, повлекшие вредные последствия.

Так, к иным нарушениям законодательства о труде, причинившим вред работнику, можно отнести нарушения, касающиеся, например, порядка хранения, выдачи трудовых книжек, неустановление в контрактах и (или) непредоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных ст. 261-2 ТК, и т. д.

1063 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Библиотека: план аналитического контроля

Статья поможет: • проконтролировать работу школьной библиотеки; •проанализировать эффективность; • написать справку по итогам мониторинга; • улучшить посещаемость и н...
№ 3 (147) 2024 Литвин Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1116
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок