Интервью: «Еще не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки»

Окончила Могилевский государственный университет им. А. Кулешова по специальности «практическая психология» в 2004 году.
Работала педагогом-­психологом, заместителем директора по учебной работе.
Обладатель премии Мингорисполкома (2011, 2015) и гранта Мингорисполкома за разработку инновационных педагогических проектов (2012, 2013, 2017).
Автор и соавтор более 100 публикаций, автор-­составитель 15 учебных изданий для педагогических работников, многочисленный победитель конкурсов различного уровня, активный участник методических мероприятий: семинаров, научно-­практических конференций, форумов.
Награждена Грамотой комитета по образованию Мингорисполкома (2015), Почетной грамотой управления по образованию администрации Советского района г. Минска (2014, 2017), Почетной грамотой управления по образованию администрации Московского района г. Минска (2019), Благодарностью администрации Московского района г. Минска (2019), Почетной грамотой Московского районного г. Минска комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки (2019).

Редакция: Расскажите, пожалуйста, как давно вы управляете вспомогательной школой-­интернатом № 7 г. Минска?

Наталья Владимировна: Я работаю в должности директора этого учреждения с апреля 2018 года, то есть уже почти два года.

Ред.: В чем главная особенность вашего учреждения?

Н.В.: Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа-­интернат № 7 г. Минска» была открыта в 1986 году для детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому наша школа-­интернат является структурной частью государственной системы по социальной защите и поддержке детей-­сирот с особенностями психофизического развития. Наше учреждение образования работает в режиме круглосуточного пребывания детей с шестидневной школьной неделей, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-­массовых, физкультурно-­оздоровительных, иных воспитательных мероприятий. Как правило, в воскресенье все ребята посещают социокультурные и спортивные мероприятия города, выезжают на экскурсии.

У нас достаточно большой и высокопрофессиональный коллектив. В штате — 106 человек: медицинские работники, учителя, воспитатели, обслуживающий персонал, специалисты социально-­педагогической и психологической службы, музыкальный работник, педагог-­организатор, повара. Все вместе мы обеспечиваем полноценные условия для проживания, питания, оказания медицинской помощи, обучения, воспитания, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации детей с особеностями психофизического развития.

Учреждение достаточно функционально. В школе-­интранете имеются 14 учебных кабинетов, 4 кабинета трудового обучения (по обработке древесины, по обработке тканей, по обработке металла, по озеленению), библиотека, спортивный и тренажерный залы, актовый зал, спортивная площадка, стадион, зал ритмики, сенсорная комната, кабинет дефектолога, кабинет для коррекционных занятий. Кроме того, в учреждении есть кабинеты педагога-­психолога, педагога социального, педагога-­организатора, компьютерный класс, кабинет социально-­педагогической и психологической службы, кабинет социально-­бытовой ориентировки, игровой зал и досуговая комната.

Функционирует медицинский блок, включающий в себя кабинеты врача-­педиатра, врача-­психиатра, врача-­стоматолога, физиотерапии, процедурный и манипуляционный, массажа; имеются два изолятора, бокс, столовая, инфракрасная сауна.

В трех спальных блоках располагаются 36 спальных комнат, комнаты личной гигиены, душевые. Каждая спальная комната оснащена стационарными деревянными кроватями, прикроватными тумбочками, шкафами для одежды для сна, полками для хранения предметов личной гигиены.

БЛИЦ-ОПРОС
Жизненный девиз: Как сказал Ричард Брэнсон, «Еще не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки». Я предпочитаю все еще изобретать, чтобы не становиться для себя и окружающих меня людей неинтересной и предсказуемой.
Ваши увлечения: психология, театр и путешествия.
Наблюдать или действовать? Однозначно действовать. В процессе действия у тебя есть возможность наблюдать, а значит, можно и корректировать свои действия.
Ваша любимая книжка в детстве: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Отдать ужин врагу или съесть самому? Отдать врагу. Наверное, ему нужны силы для борьбы с собой в первую очередь.
Что вас пугает? Меня пугает человеческое безразличие и жестокость, и, безусловно, потеря близких мне людей.
Какой сайт вы открываете утром самым первым? Начинаю свой день с новостей. Как правило, это портал tut.by.

Ред.: У вас есть опыт работы и в обычной школе, и в школе, где обучаются дети с особенностями развития. Есть ли разница в управлении разными учреждениями образования? С какими сложностями сталкиваетесь как руководитель?

Н.В.: Да, конечно, у меня есть достаточно продуктивный и эффективный опыт работы в системе общего среднего образования. И я не понаслышке знаю, как строится работа в этой сфере.

На мой взгляд, работа в учреждениях, где обучаются дети-сироты с особенностями психофизического развития, в корне отличается от работы в обычной школе. Но хочу отметить, что работа руководителем в учреждении специального образования не имеет кардинальных отличий — лишь ряд особенностей.

Образовательный процесс несколько разнится с тем, что происходит в обычной школе. Мы работаем с детьми с особенностями психофизического развития, обучаем их по программе для детей с легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. У нас стоят в расписании привычные математика, русский язык, история, география, но есть и предметы, которым в обычной школе не учат.

Например, социально-­бытовая ориентировка. Занятия проходят в помещении, стилизованном под настоящую квартиру. Там есть ванная, санузел, кухня. Дети учатся готовить, убираться, обращаться с бытовой техникой. Учителя объясняют, как можно вызвать такси, оплатить коммунальные услуги, подготовить документы для трудоустройства. Педагоги ходят вместе с детьми в магазин, чтобы те понимали, как рассчитываться за продукты. То есть основная наша задача — это подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, помочь им достигнуть полной либо частичной социализации.

Ко всему прочему, у большинства детей медицинские карты неимоверной толщины — много сопутствующих хронических заболеваний. И у каждого из воспитанников помимо непростого диагноза — своя сложная семейная история.

Вопросов порой возникает много. Если у директора средней школы рабочий день условно заканчивается в 18.00, то я и моя команда называем свой график «круглосуточным». Это связано с тем, что 24 часа в сутки дети находятся в школе-­интернате. Они здесь живут, а нам необходимо бесперебойно обеспечивать функционирование учреждения, быстро и гибко реагировать на возникающие ситуации, принимать оптимальные решения.

Ред.: Я знаю, что у вас большой опыт привлечения внебюджетных средств в учреждение. Поделитесь с коллегами, какие действия необходимо предпринимать, чтобы привлечь дополнительные финансовые средства?

Н.В.: В нашем учреждении отсутствует попечительский совет. Все внебюджетные доходы мы привлекаем самостоятельно. В школе есть все необходимое для жизни детей, но у нас есть амбициозные проекты, которые мы хотели бы реализовать. Для этого мы и работаем со спонсорами.

С каждым спонсором отношения приходится строить индивидуально. Это очень кропотливая работа. Чтобы у нашей школы-­интерната сложилась солидная спонсорская база, потребовалось затратить немало времени, сил и, как это ни странно звучит, средств: приглашение потенциальных партнеров на наши мероприятия, поздравление их с праздниками, информирование о наших достижениях и успехах в СМИ, на сайтах, создание пакетов наших проектов и идей.

Ко мне не сразу пришло понимание того, что приглашение спонсоров к сотрудничеству, к участию в конкретных проектах и мероприятиях в глазах деловых людей является признаком динамично развивающегося учреждения. Важно, чтобы потенциальные спонсоры видели в вас партнера. При этом партнерство должно быть взаимным, т. е. сторонам необходимо быть заинтересованым в совместном сотрудничестве. Задача руководителя — вовремя обнаружить этот «тренд». Партнерство, особенно долгосрочное, строится только на законности, прозрачном использовании денежных средств, открытости и добровольности.

Нам в кратчайшие сроки удалось наладить успешную работу в данном направлении. Об этом говорят конкретные факты. За два года мы отремонтировали фойе, приобрели уличные игровые комплексы, спортивный и игровой инструментарий, компьютерную технику и многое другое. Благодаря спонсорской помощи наши дети активно посещают театры, выставки, спортивные мероприятия, ходят на концерты и в цирк, выезжают на экскурсии.

О ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7 Г. МИНСКА»
В настоящее время в учреждении обучается и воспитывается 80 детей.
Деятельность коллектива направлена на качественное жизнеобеспечение воспитанников, успешное решение вопросов социальной адаптации и интеграции их в общество, в т. ч. приобретение ими навыков социального взаимодействия, самообслуживания, подготовку их к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.
Для организации досуговой деятельности и занятости воспитанников в текущем учебном году организовано 13 объединений по интересам: «ОФП с элементами спортивных игр», «Художественная гимнастика», «Волшебница», «Роспись по камню», «Умелые руки», «Компьютерная азбука» и др. Такие объединения помогают детям расширять свой кругозор, что приносит свои плоды. Так, в 2018 г. ребята приняли участие в международной олимпиаде «Все обо всем» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники школы-­интерната под руководством педагогов являются не только активными участниками конкурсов и мероприятий различного уровня, но и их победителями. Например, в 2019 г. в городском фестивале-­конкурсе художественного творчества воспитанников детских домов, школ-интернатов и специальных школ «Вясёлкавы карагод» ребята получили 12 дипломов различного уровня.
Декабрь прошлого года оказался насыщенным на события для школы-интерната. Дети приняли участие в международной олимпиаде «Азы православия» для учащихся I–IV классов. А в XV городском фестивале «Экология. Творчество. Дети» воспитанники учреждения стали обладателями диплома I степени.
Школа-интернат сотрудничает с Национальным институтом образования, Минским городским институтом развития образования, Академией последипломного образования (повышение квалификации, методическая работа), Институтом инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка (практика, практические занятия с учащимися), кафедрой психологии БГУ (практические занятия с учащимися).
В 2018 г. педагогический коллектив школы-­интерната стал организатором марафона «Я сумею! Я смогу!» для учащихся с особенностями психофизического развития. Цель марафона — привлечение учащихся с ОПФР к совместной деятельности через реализацию их творческого потенциала. Также данное мероприятие способствовало социализации, расширению кругозора и коммуникативных возможностей учащихся.
А в 2019 г. авторский коллектив школы-­интерната стал обладателем диплома III степени городского этапа республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» и участником заключительного этапа конкурса.

Ред.: Дружный ли у вас коллектив? Как руководителю вдохновлять работников на саморазвитие и новые профессиональные достижения?

Н.В.: Коллектив у нас большой и профессиональный. Мы находимся на стадии корпоративного развития. Я не стану оригинальничать, если скажу, что классической формой мотивации для развития и саморазвития считается материальное стимулирование.

Даже если сотрудники работают хорошо, есть большая вероятность, что это не предел, и они могут сделать намного больше.

Чтобы мотивировать подчиненных к работе с полной отдачей, порой бывает достаточно и нематериального стимулирования. Это и корпоративные походы в театр, и совместные экскурсии.

Что касается личности руководителя и его способности «тонизировать» и вдохновлять коллектив, скажу следующее: за харизматичной, активной и целеустремленной личностью всегда идут последователи! Нельзя требовать от людей то, что ты не попробовал сделать сам. Я предпочитаю пробовать делать вместе со своим коллективом. Советую своим коллегам прочитать книгу Радислава Гандапаса «Харизма лидера».

Ред.: Какие обычно профессии выбирают выпускники вашего учреждения? Можете ли назвать самые распространенные, или же единой тенденции нет?

Н.В.: Для дальнейшего обучения наших выпускников им необходимы трудовые рекомендации медико-­реабилитационной экспертной комиссии. После окончания школы-­интерната выпускники могут продолжить обучение в учреждениях системы профессионально-­технического образования: Минском государственном профессиональном лицее № 7 строительства по специа­льности «овощевод, цветовод», Минском государственном профессиональном лицее № 10 строительства имени Кедышко по специальности «маляр-­штукатур», Минском государственном профессионально-­техническом колледже легкой промышленности и комплексной логистики по специальностям «швея» и «сборщик верха обуви».

Конечно, этот список необходимо расширять, чтобы у наших детей было больше возможностей для получения специальности. В дальнейшем при поиске работы выпускники сталкиваются с множеством проблем, основной из которых является нежелание работодателя принимать их на работу (либо наниматели просто не продлевают трудовые отношения). Считаю, что эти вопросы необходимо решать на законодательном уровне.

Ред.: Что мешает вам в работе, а что помогает?

Н.В.: Мешает моя патологическая лень, а помогают усердие и трудоспособность.

Ред.: На какой вопрос вам бы хотелось ответить, но вам его еще ни разу не задавали?

Н.В.: Вот именно ваш вопрос и поставил меня в тупик!

А если закончить наше интервью с юмором, то я бы хотела ответить на вопрос: «Ты возьмешь у меня эти путевки на Средиземное море и уедешь наконец-то на три месяца в отпуск?» Но пока мне этот вопрос никто не задал!..  

Беседовала Елена Алексане

1651 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок