Актуальные вопросы текущей деятельности

Актуальные вопросы текущей деятельности

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1777 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как документально оформляется замена уроков на время болезни, командировки, иной причины отсутствия основного работника?


В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 учителям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, в течение которого он выполняет педагогическую нагрузку и другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией.

В течение этих 36 ч (при норме 20 ч педагогической нагрузки за ставку) в неделю учитель может выполнять свою педагогическую нагрузку, а также осуществлять замену уроков другого учителя, временно отсутствующего в связи с болезнью, служебной командировкой и по другим причинам.

Часы замены отражаются в журнале учета замены уроков.

Оплата труда учителя, осуществляющего педагогическую деятельность в период временного отсутствия другого педагога, осуществляется в соответствии с подп. 1.7 п. 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «Об особенностях регулирования труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями).


Для установления профессионального пенсионного страхования педагог должен вести не менее 18 ч в неделю. Верно ли это? Ведь учительская ставка на данный момент составляет 20 ч в неделю.


Верно.

Ставка в количестве 20 ч имеет отношение к установлению размера оплаты труда.

Что касается профессионального пенсионного страхования, то в подп. 24.2.2 п. 24 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» с последующими изменениями и дополнениями) указано, что педагоги, имеющие не менее 18 ч в неделю (не менее 20 ч в неделю — для учителей-­дефектологов) в части реализации образовательных программ (за исключением организационно-­воспитательной работы и дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся), подлежат профессиональному пенсионному страхованию.


Может ли учитель географии в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, который имеет квалификацию по основному образованию «учитель географии» и диплом о переподготовке на уровне высшего образования по специальности «правоведение», преподавать дисциплины социально-­гуманитарного цикла (история, обществоведение)?


Квалификационные характеристики должностей специалистов определены в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69).

К должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-­интернате, гимназии — колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, требование о соответствии полученного образования преподаваемому учебному предмету применяется в отношении учителей гимназий, гимназий-­интернатов, гимназий — колледжей искусств, лицеев, учреждений высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования.

В отношении учителей школы такое требование не применяется, т. е. законодательством не установлены отдельные квалификационные требования к должностям «учитель начальных классов», «учитель биологии», «учитель математики» и др.

Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 12 ТК одним из основных прав нанимателя является право заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным законодательными актами.

Следовательно, решение вопроса о приеме на работу кандидата на должность педагогического работника находится в компетенции нанимателя.


Как присвоить квалификационную категорию инженеру-­программисту в учреждении образования (средняя школа)? Какими нормативными документами руководствоваться?


Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Общие положения ЕКСД).

В соответствии с п. 16 Общих положений ЕКСД присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом:

  • коллективным договором;
  • соглашением (под соглашением в данном случае понимается отраслевое, тарифное, местное соглашение, а не соглашение между работником и нанимателем);
  • нанимателем (например, в Положении об аттестации в организации, в Положении о порядке присвоения квалификационных категорий и др.).

При присвоении квалификационной категории работнику должны учитываться требования квалификационных характеристик соответствующих должностей служащих, предусмотренные выпусками ЕКСД, и рекомендации аттестационной комиссии.

Условия присвоения квалификационных категорий, состав, численность аттестационной комиссии и другие условия могут определяться в организации с учетом порядка, предусмотренного Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций (далее — Типовое положение об аттестации) (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784 (ч. 3 п. 22 Общих положений ЕКСД).

В то же время нанимателем (коллективным договором, соглашением) может быть установлен иной порядок проведения аттестации на присвоение квалификационной категории, отличный от предусмотренного для аттестации работников на соответствие занимаемой должности служащего, установленного Типовым положением об аттестации.

1777 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Трудовой кодекс — 2024: самое важное для школ»

В данном электронном пособии собраны материалы по основным изменениям в сфере трудовых отношений, которые коснулись УОСО с 1 января 2024 г., после вступления в силу Закон...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 895

Азбука приказов: оформляем по правилам

Приказ — это документ, который содержит инструкции или распоряжения для работников учреждения. В статье представлена важная информация о том, как написать приказ правильн...
№ 12 (144) 2023 Дернович Екатерина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2178
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок