Если ребенка обидели в школе. Эксперт описывает худшую тактику, которую часто выбирают родители

Если ребенка обидели в школе. Эксперт описывает худшую тактику, которую часто выбирают родители

В Чечерске шестиклассник сразу после школы попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Мальчик говорит, что его о парту головой ударила учительница, назначена судебно-медицинская экспертиза. Отец школьника заявление в милицию не писал, объяснил это тем, что «не хочет подставлять администрацию школы». Чем этот и подобные случаи могут обернуться для психики ребенка? Рассуждает эксперт в детско-родительских отношениях Наталья Поспелова.

471 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ты плыл в небесах, но был спущен на землю; 
И раненый в сердце мечтаешь стать целью,
Но эта уловка всем битым знакома —
В любви без страховки живут миллионы. 

(песня «Нас бьют — мы летаем») 

Сегодня эта песня, впервые прозвучавшая в середине десятых, обретает новое звучание и новых исполнителей. А ее текст можно считать каноническим с точки зрения психологии детско-родительских отношений.

Что чувствует ребенок, родители которого не обеспечивают эту самую страховку? Родители, не имеющие претензий к учреждению образования за полученную там ребенком серьезную или не очень травму? Давайте попробуем разобраться.

Итак, ребенок получил травму в учреждении образования: совершенно не важно, получил ли он ее от сверстника, старшеклассника или от взрослого; он был инициатором драки и ему «наваляли за дело» или он «просто мимо проходил»; это случилось на уроке физкультуры, языка, труда или во время перемены; в классе или в туалете, в столовой или в раздевалке. Ребенок травмирован в учреждении образования, куда он шел за знаниями, а не за ЧМТ или, к примеру, за оторванным ухом.

Что происходит с ребенком, что он чувствует — кроме боли физической, какие выводы делает для себя на будущее, когда его законные представители в лице родителей проявляют пассивную беспомощность?

Ситуация распространенная, к сожалению

Типично видеть родителей, униженных и растоптанных «плохим, несносным поведением вашего мальчика». Это им педагог высказывает претензии — а они слушают, опустив плечи и поддакивая. Они-то знают, что сынок их и вправду то еще золото, и на ум все чаще приходят слова про «щенка, которому не помешало бы открутить голову».

Упустили. Недосмотрели. Много работали и проглядели. Теперь вот. Ну что ж, претензий к учреждению образования не имеем.

В подобных случаях происходит классическое формирование виктимной картины мира у ребенка: он максимально зависим и уязвим, никаких способов защиты у него не было в школе, и, как оказалось, дома его тоже никто не защищает.

Сам ребенок при этом мал и слаб, а ситуация и ее участники — сильны и жестоки. А к тому же родители и педагоги, самые важные люди в картине мира ребенка, договорились и у них нет претензий друг к другу. Весь мир против тебя. Ты один, приткнуться не к кому. И скорее всего — дело именно в тебе: другие же избежали такого испытания. Ситуация наносит рану именно в самый центр личности ребенка. В такие моменты высок риск того, что внутренняя боль не просто травмирует психику, а проломит, исказит саму картину мира. И самый распространенный сценарий вывернутой картины мира — это когда детская психика вырабатывает свое объяснение, свою защиту: все случилось именно так, потому что я плохой. Я урод. Я не умею себя вести. Это меня надо наказать, открутить голову, посадить под замок (нужное подчеркнуть).

«Плохие» и «несносные» ведут себя дальше соответственно: ужасно и патологически, раз за разом попадая в подобные ситуации, притягивая их к себе. Этот феномен в школьных коллективах хорошо известен. Про таких детей часто говорят, что «с ними всегда так происходит». Травмы, драки, всунутые куда не надо пальцы, поломанные (порванные, испорченные) личные и школьные вещи…

Иными словами, ребенок стал мишенью (целью), принял на себя роль жертвы, из-за чего постоянно попадает в ситуацию насилия. Так работает психологический механизм виктимности: склонности стать жертвой преступления.

Принимая роль «ненормального», ребенок делает серьезные и далеко идущие выводы: получение защиты, доверие — не для него, их негде ему получить: ни в школе, ни дома. Как в песне: «эта уловка всем битым знакома»…

Взрослые насильники в детстве часто были битыми

Интересно, что гонимый может в какой-то момент стать преследователем. Феномен, когда взрослые насильники в детстве были битыми, полностью характеризуется устойчивым выражением «жестокость раба». Для таких людей запредельная жестокость вовне — единственный способ выразить свой внутренний протест. Свое единственное право выбора такие люди совершают с осознанной беспощадностью, как к себе, так и к окружающим.

Родитель, не предоставивший ребенку страховку в подобных случаях — это тот, кто отказал ребенку в жизненно важных для него защите, уважении, заботе. И это тоже классика: именно так формируются между детьми и родителями амбивалентные отношения, красноречиво описываемые фразой «бьет — значит любит». Это такая уродливая родительская любовь, из-за которой можно своему самому любимому, самому дорогому человеку «оторвать голову», сказать: «Мало тебя лупили, я добавлю», «Для твоей же пользы!» — и наотмашь…

Иногда амбивалентные отношения в семьях скрываются под маской гиперопеки и навязчивого, удушающего контроля: я так сильно люблю своего ребенка, что шантажирую и контролирую. Я-то знаю, как для него лучше и как надо его любить.

Битые дети мстят всем (и родителям в первую очередь) недоверием. Они на своей шкуре прочувствовали ничем и никем незащищенную, не компенсированную боль от уязвимости и зависимости. Такие дети всегда «на стреме», всегда в ожидании «подставы» и часто ведут себя так, как будто шантажируют взрослого, желая получить доказательства, подтверждения отсутствия страховки.

Ты не помог мне в школе — не поможешь, когда я попаду в милицию, на скамью подсудимых, в реанимацию. Давай проверим, спорим? Ты опять и опять будешь меня сдавать в угоду обстоятельствам кажущейся безопасности: чтобы на семью не смотрели косо, чтобы какие-то твои собственные залеты не бросали тень на плетень, чтобы ты не противопоставлялся более сильным и авторитетным людям…

Многие наши проблемы в обществе от того, что отцы — слабый пример защитника детей. Не хотелось бы обобщать, но порой папы мастерски скрывают свою беспомощность под многозначительным мужским молчанием и отстраненностью от «детских» дел, бросая через плечо: «Он должен сам!». И тогда решением всех детских вопросов занимаются мамы: как могут, эмоционально и неэффективно, зато вовлеченно и искренне.

Тайна передачи опыта от отцов к детям давно разгадана: детьми родительский опыт одновременно и принимается, и отвергается. Каждый ребенок стремится быть похожим на своих родителей и одновременно старается отличаться, мыслить и поступать иначе. Каждый ребенок дополняет своего родителя: если родитель подавляет — значит, ребенок забитый. Если родители беспомощны — значит, их дети супергерои. На это вся надежда.

Источник: Ребёнок BY


471 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Подведены итоги заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

29 марта завершился заключительный этап республиканской олимпиады по 18 учебным предметам. На протяжении пяти дней высокий уровень знаний демонстрировали более 1,5 тыс. ц...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 230

Стой, кто идет: организация пропускного режима с учетом законодательства о персональных данных

Одной из обязанностей учреждения образования определено создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов (подп. 4.5 п. 4 ст. 19 Ко...
№ 11 (143) 2023 Швед Надежда,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 888
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок